|
Школа для малышей «Всезнайка»Программа «Преемственность» предназначена для подготовки детей к обучению в школе. Целью программы "Преемственность" является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Данная программа позволяет: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе, в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе. В программе "Преемственность" выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; доброжелательный климат; недопустимость менторской позиции и порицания; положительная оценка любого достижения ребёнка; проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу. Символическая игра - употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи. В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определенные правила поведения, принятые в обществе. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование; каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает. Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. В основу отбора содержания легли следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей; практическая направленность; занимательность; наглядность и др. Программа "Преемственность" состоит из следующих курсов: Курс «Играем в слова» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Курс «Готовим руку к письму» направлен на разностороннее развитие координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению и к обучению письму. Курс "Играем в числа" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. |
Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода Новгородский институт развития образования Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов |