На главную Карта сайта Гостевая книга
Новости Родителям
Дополнительное образование Ученикам
Внеклассная работа Учителям
Комплекс инновационного развития Школьная газета ЛИсток
Besucherzahler russian girl
счетчик посещений
Rambler's Top100
статистика

Советы психолога

Общие советы

Влияние горя на отношения «родитель—ребенок»

Роль семьи в повышении познавательной мотивации школьника

Узелок на память для первоклашки. Что нам в школе пригодится

Общие советы

1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

2. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

3. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

4. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

5. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

6. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

8. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

10. Учитесь быть своему ребенку другом.

11. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

12. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

14. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

К оглавлению

Влияние горя на отношения «родитель—ребенок»

Во время переживания горя человек погружается в себя, уходит в свою боль. Как правило, меняются его способы взаимодействия с окружающим миром, значимыми другими. Самыми уязвимыми здесь оказываются дети. Они, как никто, чувствительны к подобным переменам. Казалось бы, все остается как прежде, однако даже малейшие нюансы являются для ребенка важными.

Внешне это может проявляться по-разному: так, мама (сама того не замечая) может начать меньше смотреть в глаза своему ребенку, реже дотрагиваться до него, брать на руки, играть и смеяться вместе с ним. Ребенок начинает чувствовать, что что-то не так, ему может показаться, что родители им недовольны, или обижены на него, или даже его разлюбили. Чтобы сделать такой вывод, детям надо не так уж и много — лишь почувствовать изменение привычного темпа и образа взаимодействия.

Что в этом случае они станут делать? Скорее всего, будут стараться всеми доступными способами привлекать к себе внимание родителей. Так, девочка может начать ластиться к маме, прижиматься, настойчиво звать играть, больше капризничать. Другими словами, требовать заверений в любви и восстановления прежних отношений. Для поглощенного горем взрослого это очень тяжело. Ему требуется побыть наедине со своими переживаниями, ему самому нужна поддержка. Поэтому, скорее всего, его ответы на эти детские просьбы будут достаточно формальными либо ребенок получит отказ.

Динамика таких отношений представляется следующей: родитель отстраняется (эмоционально или физически), ребенок к нему тянется. Это трудная для обеих сторон ситуация. У взрослого растет напряжение и может накапливаться гнев; у ребенка — повышается тревога. Что же делать в этих случаях, чтобы избежать увеличения дистанции между родителями и детьми? Как восстановить психологический баланс в семье? Ответить на эти вопросы можно, расставив приоритеты. Во-первых, даже не знающему событийной части истории ребенку тяжело. Он получает информацию о психологической травме близких людей другими способами, не впрямую, но также страдает. И ему, как никогда, требуется подтверждение родительской любви.

С другой стороны, самому взрослому нужно больше, чем обычно, времени для себя самого, и у него остается меньше сил для общения с ребенком.

Что же делать? Есть несколько путей.

1. Поиск способов подтверждения родительской любви

Здесь важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего, что для него является самым необходимым. Попробуйте вспомнить, как ребенок выражает вам свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Например, если девочка постоянно говорит маме о том, как мама красива, как она хорошо выглядит, то может оказаться, что ей самой требуются такие же слова поощрения. Если она чаще выражает свою любовь объятиями, поцелуями, то, скорее всего, ей самой хочется больше телесного контакта, прикосновений. Если ребенок заваливает вас открыточками, дарит свои рисунки и поделки, то вполне может быть, что ему самому важно получать подарки. Когда ваш ребенок требует к себе все ваше внимание: «Давай поиграем, почитаем, погуляем», — то ответное внимание с вашей стороны и время, которое вы потратите на общение с ним, будет значить для него много. И кроме того, таким же выражением любви может стать ваша помощь ребенку в том, что он сам пока не может сделать самостоятельно.

Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:

— подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

— вспомнить, о чем он просит чаще всего;

— обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется чаще всего;

— дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.

Можно, например, сказать: «Мне хочется, чтобы мы как можно интереснее провели время. У меня сегодня почти нет дел. Что бы тебе хотелось — вместе погулять (внимание, время) или вместе приготовить вкусный обед для папы (помощь)?» Или: «Я буду очень занята в ближайшие дни, меня не будет дома, я хочу сделать для тебя что-нибудь приятное. Я могу привести тебе что-нибудь в подарок или сочинить стихотворение в твою честь (поощрение)».

Кроме того, помощницей в подтверждении родительской любви может стать игра «Потому что…». В нее играют так: вам надо по очереди придумать продолжение фразы: «Я люблю тебя, потому что…» Это весело, почти не требует времени и вселяет в ребенка уверенность и спокойствие.

2. Честный рассказ о сложности сложившейся ситуации

Здесь важно не маскировать трудность ситуации, а икать приемлемую форму для ее описания. Например: «У меня сейчас трудное время… (объяснить, почему), и скорее всего я не смогу так же весело с тобой играть, как обычно. Но это не значит, что я не хочу этого и что я не люблю тебя. Я очень хочу быть с тобой и по-прежнему люблю тебя. Просто сейчас мне тяжелее, чем обычно. Я заранее прошу у тебя прощения, если я буду менее ласкова с тобой. Я хочу сказать тебе, что это не навсегда».

3. Нахождение новых способов общения

Необходимо выделить время только для общения с ребенком. Пусть полчаса-час в день, но это время должно принадлежать только ему. Можно спросить о том, как ребенку самому хотелось бы этот час провести — куда-нибудь сходить, вместе поиграть, почитать или просто поговорить. Важно отнестись к этому так же серьезно, как к какой-нибудь деловой встрече, которая записана в ваш ежедневник. Поверьте, для взрослого эти полчаса будут так же важны, как и для ребенка.

Кроме того, это благоприятное время для того, чтобы поговорить с ребенком о том, что является тяжелым для него самого. Из-за чего он переживает больше всего, что его пугает, беспокоит. Можно вспомнить свои детские переживания и страдания и рассказать о том, как вы сами справлялись с ними. Разговор о трудностях, которые бывают в жизни у каждого, растопит лед недосказанности.

Это сделает вас ближе и наполнит теплом ваши отношения.

К оглавлению

Роль семьи в повышении познавательной мотивации школьника

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его "домашкой”. "Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой "горькой участи”? Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники "домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать. Даже первоклассник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой.

К оглавлению

Узелок на память для первоклашки. Что нам в школе пригодится

Часто родители и учителя первоклашек жалуются на плохую память малышей. Ребенок не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. Но в то же время папы и мамы замечают, что их наследник(ца) великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Так что же такое память? Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Необходимую информацию можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти. Можно помнить несколько секунд - это время, за которое вы прочтете одно предложение, - здесь мы имеем дело с кратковременной памятью. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять для заучивания. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда малыш пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение для развития ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в начальной школе.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но он и за день не может выучить, например, стихотворение. Дело в том, что от малыша требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровых детей.

Но самое главное для нас, что память ребенка можно развивать. Актеры, заучивающие наизусть много страниц текста, не родились с такими навыками, а приобрели его благодаря упражнениям. Для ребенка память - это основной способ познания и привыкания к миру. У разных детей главенствует либо зрительная, либо слуховая, либо моторная (запоминание движений) память. В зависимости от этого во время занятий более эффективно то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать новый материал, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Вот несколько игр и упражнений по развитию памяти, необходимых для успешного обучения в школе.

Отгадай-ка!

Игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

Попросите малыша по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и каждый выбрал предмет, водящий дает в руки любому играющему какую-либо игрушку как приглашение к рассказу. Получивший игрушку рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает игрушку в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не опишет свой загаданный предмет. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки предмета, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо предоставить возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.

Чаще учите с детьми стихи - это прекрасное занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и помимо тренировки памяти помогает привить ребенку хороший литературный вкус. Начинать следует с ритмичных, интересных для малыша стихов. Если же вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы - работы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти, кратковременной и долговременной. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки - 1-2 секунды. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Порядок значения не имеет. Важно, сколько предметов от их общего числа запомнил ребенок, повторы не считаются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите малышу те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Запишите результат. Затем предложите вспомнить все картинки через час.

Спрячем слово

Игра на развитие осмысленного запоминания.

Вы называете слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Обратите внимание малыша на то, что слов много, а листочек один и нужно постараться расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Поупражняйтесь с ним, чтобы убедиться, что ребенок понял, что от него требуется: пусть он нарисует картинку, например, к выражению «веселый праздник». А теперь предложите ему «закодировать» следующие слова и выражения: «вкусный ужин», «храбрая девочка», «болезнь», «веселая компания», «звездное небо», «радость», «мороз». Диктуйте не торопясь. После этого предложите малышу минут двадцать поиграть во что-либо другое, а затем попросите вернуться к картинкам и вспомнить слова, которые ему диктовали. Обратите внимание на ошибки, которые делает ребенок. Если вместо слова «расставание» малыш говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин», это ошибкой не считается. А вот если он вспоминает слово, не имеющее отношения к тому, что вы называли, постарайтесь восстановить ход его мысли и выяснить, что привело его к этой замене. Считается хорошим показателем, если ошибок не больше двух. Посмотрите, как располагаются рисунки на листе бумаги. Может быть, они идут в той последовательности, как вы и диктовали слова, при этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Но может быть и так: рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не уместились на одной стороне и ребенку пришлось переворачивать листок. Такой анализ расположения рисунков показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность и является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе.

В естественном стремлении развить память вашего наследника имейте в виду: независимо от того, хорошо или плохо он все запоминает, перегружать ребенка занятиями вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты малышом, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение.

• Если малыш затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. То же самое можно попробовать сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

• Прочитайте ребенку небольшой рассказ и попросите его пересказать содержание прочитанного. Если малыш не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, кроха мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Спустя какое-то время попросите малыша сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

• Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - все помнят по фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналоги к каждой цифре.

И еще! Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание.

К оглавлению

Найти:
на

Схема проезда: схема проезда

Просветительский сайт "Я - родитель"

Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области

Hosted by uCoz